Метафорические карты

Метафорические карты: что это и как они работают?

Публикация «Мастер класс для педагогов „Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога“» размещена в разделах

  • Мастер-классы для воспитателей и педагогов
  • Метафорические карты
  • Методические материалы для педагогов и воспитателей
  • Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
  • Темочки

— провести с педагогами несколько вариантов работ с метафорическими ассоциативными картами;

— повышать интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми

Оборудование: мультимедийный проектор, 3 колоды карт :

1. «Я и все – все- все»

2. «Из сундука прошлого»

3. «PERSONITA»

Раздаточный материал: буклеты

План проведения мастер-класса :

1. Вводная и теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы психолога от НЦРДО

Структура курса: онлайн курс от практикующего психолога, который обучает работе с метафорическими картами. Обучение проходит в удобном формате с теорией и практикой.

Программа курса:

  • Метафорические карты — определение, история возникновения;
  • Возможности и ограничения использования метафорических карт. Преимущество использования МАК в психологической практике;
  • Обзор основных колод («Он», «Persona», «Personita», «Cope», «Saga», «Мorena», «Habitat» и др.). Принцип выбора колоды метафорических карт для работы.

На кого рассчитан курс:

  • Для начинающих психологов;
  • Для практикующих психологов.

Формат обучения: обучение в психологическом клубе с теорией и практическими заданиями.

Какие навыки будут получены при прохождении: работа с метафорическими картами, индивидуальные и групповые консультации, классификация карт.

МАК — это специальные карты с изображениями, которые могут вызывать определенные ассоциации и помогают разобраться в основных психологических проблемах. Консультации с метафорическими картами можно освоить в онлайн режиме с помощью платных и бесплатных курсов. 

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

Виды МАК

В статье специально нет примеров использования метафорических карт. Стоит тебе прочитать объяснение одной, как твое сознание с радостью ухватится за него, создаст правила и новые стереотипные блокировки.

Просто посмотри наиболее известные серии МАК, и для каких целей они используются. Кстати, в работе одновременно можно взять две или три колоды. К примеру, тебе захочется понять, почему никак не можешь заработать достаточно для комфортной жизни. Для этого ты можешь работать с «Денежными сценариями». Но чтобы узнать, есть ли блокировка из детства, включи серию «Из сундучка прошлого».

Persona

Это одна из самых интересных колод; она представляет собой изображения людей разных национальностей, рас, возраста. Есть различные настроения, ситуации. Изображения – яркие, сочные, просты в прочтении.

Выбери из колоды несколько карт, проговори, что видишь на них, отметь, какие располагают к дальнейшей работе, какие, после того, как ты их описала, вызывают отторжение. Попробуй разобраться в конфликте, понять, к чему стремятся изображенные персонажи. Убери те, которые вызывают дискомфорт. Проанализируй свои ощущения от тех, которые остались. Если какие-то снова покажутся лишними, убери и их. Сформулируй, какие отношения складываются между оставшимися персонажами.


Фото Annie Spratt on Unsplash

Цель МАК этой серии – раскрыть твое эмоциональное состояние, разобраться в целях, мотивах, отношениях с окружающими, понять, что тебе мешает, выделить значимых людей, проговорить особенности взаимоотношения с ними.

Из сундука прошлого

Удачная колода для работы с травмами прошлого.  В процессе работы ты пройдешь через детство, встретишься со своими страхами, конфликтами. Карты выполнены в спокойной гамме. Минорный настрой больше располагает к глубокой работе с собой. Серия «Из сундука прошлого» прекрасно подходит и для работы с детьми.

Возьми в руки колоду, просмотри каждую МАК, в одну сторону отложи те, которые чем-то привлекли, в другую – те, которые кажутся тебе «пустыми».

Проговори, что изображено на тех карточках, которые показались интересными. Опиши настроение персонажей, что с ними происходит. Проанализируй, какие чувства они вызывают у тебя.

На следующем этапе отложи в отдельную стопку те, которые провоцируют страх, беспокойство. Проговори эмоции, впечатления, события, которые они вызывают в твоей памяти. Попробуй найти, как успокоить тревогу. Для этого представь, как по-другому могли бы развиваться события.


Фото: @pixabay

Время от времени возвращайся к картам напряжения, находи в них новое.

Проработай также МАК, вызывающие светлые чувства

Важно понять, что в них есть такого, что тебе доставляет удовольствие, успокаивает. Возможно, ты вспоминаешь вечер с родителями в уютной комнате в спокойной атмосфере

Или, наоборот, карта оказывается связанной с какой-то мазохистской радостью и формированием тебя как жертвы.

Денежные сценарии

Это одна из тех серий, которые посвящены работе с установками к деньгам, финансовым вопросам. На карточках представлены сказочные персонажи, связанные с образами накопления, траты, мотивацией к жизни. Есть и отдельные МАК с положительными и отрицательными установками.

В процессе работы важно не столько выразить свою любовь к деньгам или страх их потерять. Полезно рассмотреть другие сопутствующие элементы, например, неумение ими пользоваться, привычка к бедности или, наоборот, склонность неконтролируемой трате ресурсов, неумению работать

МАК – отличная возможность узнать себя, свои внутренние конфликты, отношение к окружающим, деньгам, бизнесу. Карты позволяют раскрыть внутренний потенциал, наполнить жизнь новым опытом.

Как работать с картами

Представь, что у тебя в руках оказалась колода карт. Сначала ты наверняка захочешь их перетасовать. Затем – разобраться с тем, как они действуют. Есть четыре основных способа:

Сформулируй вопрос, разложи карточки рубашками вверх и открой первую попавшуюся. Затем вытащи карточку, расскажи, что видишь на ней, и попытайся соотнести с заданным вопросом. Действия похожи на игру. Можно достать первую попавшуюся МАК прямо из колоды.

Вслепую выбери карточку, но слова подбирай сознательно

Так ты сможешь быстрее проговорить наблюдаемое, ведь на руках у тебя будет привычный механизм, за который может ухватиться сознание, – слова. 
Можешь вслепую выбрать слово, разложить МАК и произвольно выбрать ту, которая привлечет твое внимание.. Или вообще не используй слова, выбери понравившуюся карту и работай с ней

Этот способ – самый простой. Его приятно использовать, поскольку ты сама делаешь выбор – это удобно и безопасно. Метод – удачное дополнение в группах, во время первых встреч с психологом

Или вообще не используй слова, выбери понравившуюся карту и работай с ней. Этот способ – самый простой. Его приятно использовать, поскольку ты сама делаешь выбор – это удобно и безопасно. Метод – удачное дополнение в группах, во время первых встреч с психологом.

Как ты уже увидела, использовать МАК можно самостоятельно, играя сама с собой или близкими друзьями. Эффективны они в индивидуальной и групповой работе с психологом

Но как бы ни строился процесс, важно соблюдать несколько правил:

Если ты раскидываешь карты в группе, уважай приоритеты. Первым комментирует значение тот, кто ее вытянул. Он – хозяин, он ее выбрал, она для него имеет ключевое значение. Ты имеешь право включиться после него, и только если было согласовано, что комментарии возможны.


Giphy

Важно проявлять уважение к другим. Любое слово, крик, проявление сарказма может ранить человека и вместо того, чтобы открыться, он еще больше закроется в раковине своей боли и травм

Деликатность – вот ключевое слово, отражающее взаимоотношения.

  • Любая информация должна быть конфиденциальной. Не комментируй процесс за пределами рабочего пространства.
  • Неправильных ответов не бывает. Каждый человек по-своему понимает то, что видит – это результат его жизни, отношения к ней.
  • Лучше ориентироваться на первое впечатление. Свободное, спонтанное выражение чувств – лучший способ открыть сокровенное, быть искренней.
  • Каждый участник, и ты, в том числе, имеет право не комментировать свою МАК и выбрать другую. Если чувствуешь дискомфорт, внутреннее препятствие, не можешь сформулировать свои мысли, оставь ее для индивидуальной работы с психологом, поставь на рабочем столе, положи в сумочку и время от времени обращайся к ней. Даже если забудешь о ней, но, убираясь в сумочке, случайно найдешь, есть вероятность, что откроешь важный для себя смысл.
  • Не жди, что метафорические карты помогают предсказать будущее или откроют события прошлого. Они направлены на прочтение тебя сегодняшней с защитами, блокировками, установленными в прошлом. С их помощью можно спрогнозировать твое поведение в будущем.


Фото автора Alina Vilchenko: Pexels

Всегда, перед тем, как достать карту, формулируй вопрос. За один сеанс не задавай много вопросов – легко запутаться. Достаточно одного, но сконцентрируйся на нем, рассмотри с разных сторон.

Разработчик курса

Голобородова Виктория Анатольевна ( преподаватель )

Клинический психолог, канд. пед. наук, доцент, сертифицированный специалист по работе с МАК, руководитель Школы профессионального обучения МАК, автор 13 колод метафорических ассоциативных карт: «Ральф», «Одиночество», «Кризис=Решение», «Акварельные мечты», «Умняшки-объясняшки», «Кинопробы», «Кадровик», «Мудрость на холсте», «Настроение», «Разговор с облаками», «Лягушка в воде», «Во сне и наяву», «Опора».

Голобородов Федор Сергеевич (преподаватель )

Практический психолог, сертифицированный специалист по работе с МАК

Программа обучения

1708024920
15 февраля
14:00 — 17:00

Модуль 4. МАК И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИГРЫ.

4.1. Что такое трансформационные игры (ТИ) и зачем их применять в консультировании.

4.2. Как применять МАК в ТИ. Разбор на примере игры «Счастье на двоих». ( автор З.Николаева)

1708385393
19 февраля
14:00 — 17:00

Модуль 6. МАК и ТЕРАПИЯ ЦВЕТЫ БАХА ПРИ ДУШЕВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВАХ.

6.1. Знакомьтесь: Доктор Бах.6.2. Основной принцип цветочной терапии.6.3. В каких случаях применяют цветочные эссенции.6.4. Описание растений цветочной терапии Баха.6.5. Способы приготовления.

Техники: 

  • «Зонтики от «сглаза»;
  • «Цветочный предсказатель»;
  • «Мое одиночество»;
  • «Инженер ресурсов»;
  • «Взгляд оптимиста».

1708458240
20 февраля
14:00 — 17:00

Модуль 7. РАБОТА С МАК ОНЛАЙН

Занятие проводится онлайн на платформах PSYcards и МЕТАФОРИКА.

1708525920
21 февраля
14:00 — 17:00

МАК и работа с низкой самооценкой клиента.

4.1.Что такое самооценка и от чего она зависит.4.2.Как поднять самооценку. Упражнение «Круги ценностей».

Техники:

  • «3 Я»;
  • «Мои личные границы»;
  • «Что в имени моем»;
  • «Мои желания»;
  • «Познай себя»;
  • «Пирамида потребностей».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Monolit-elcom
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: